Пулбере: Молдавский парламент должен быть распущен.

На этой неделе, 28 сентября, как сообщают новости Молдовы,исполняется год с того момента, как был распущен предыдущий молдавский парламент, и, исходя из Конституции страны, врио президента должен распустить нынешний законодательный орган. В интервью главе представительства РИА Новости в Молдавии Владимиру Новосадюку председатель Конституционного суда Молдавии Дмитрий Пулбере рассказывает, почему его напоминание о необходимости выполнения этого конституционного требования вызвало небывалый ажиотаж среди молдавских политиков и особенно среди тех, кто непосредственно должен являться гарантом Конституции.

Меня удивила реакция молдавских политиков и политических комментаторов на мое напоминание о том, что, согласно статье 78 Конституции Молдавии, если и после повторных выборов президент Республики Молдова не избран, то действующий президент распускает парламент и назначает дату выборов нового парламента.

Напомню общеизвестные факты: если и в 2009, и 2010 годах были попытки избрания президента с последующим роспуском парламента, как прописано в Конституции, то с ноября 2010 года нынешний парламент ни разу не поставил на повестку дня вопрос об избрании президента. Статья 85 часть 3 Конституции говорит, что парламент не может быть распущен реже чем раз в год, то есть имеется в виду год с момента издания декрета о роспуске парламента.

В прошлом году тогдашний врио президента Михай Гимпу издал указ о роспуске парламента и объявил досрочные парламентские выборы в связи тем, что депутаты не смогли избрать президента. 28 сентября истекает год после этого указа. По логике статьи 85 часть 3 и логике практики Конституционного суда, а в связи с этим имеется 5 решений КС, начиная с 2000 года и кончая 2010, где сказано, что если в интервале этого года с момента последнего роспуска до 28 сентября, как в нашем случае, парламент обязан избрать президента, то, что президент не избран, согласно Конституции страны и решению КС, - это основание для роспуска парламента. Так прописано в Основном законе страны.

Нынешний врио президента, а именно Мариан Лупу, должен прийти с представлением в Конституционный суд, который проверяет факты, констатирует обстоятельства и выносит решение. Мотив неизбрания президента несущественен важно то, что его не избрали.

По какому пути могут развиваться события в дальнейшем, если не будет выполнено это конституционное требование?

Трудно сказать. Это требование Конституции. Общественность и весь народ, т.е. избиратели будут тогда иметь полное основание считать, что парламент или кто-то другой нарушает Конституцию. То есть налицо - нарушение Конституции.

Какой может быть в таком случае реакция международной общественности?

Непросто ответить. Но если в международных организациях ознакомятся с Конституцией Молдавии и практикой Конституционного суда, то сделают определенные выводы.

В прошлом году КС дал заключение, что Гимпу может распустить парламент. Тогда же Конституционный суд подчеркнул, что положения Закона о процедуре избрания Президента Республики Молдова не устанавливают конкретный, предельный, обязательный срок для роспуска парламента по истечению одного года со дня последнего роспуска.

Конституционный суд обратил внимание парламента на данный пробел в законодательстве и на необходимость его устранения, поскольку это упущение сопряжено с риском обвинения действующего президента Республики Молдова или лица, временно исполняющего обязанности президента Республики Молдова, в нарушении конституционных норм.

Конституционный суд попросил парламент рассмотреть это свое представление в целях устранения существующего пробела и проинформировать Конституционный суд о принятом решении в сроки, установленные законом, чего до сих пор не произошло.

Это и дает возможность многим говорить, что ни в одном законе не указаны конкретные сроки роспуска парламента, то есть поставленная нами проблема пока остается нерешенной.

Если же вернуться к логике Конституции и к тем требованиям, которые указаны в решениях КС, то после 28 сентября должно быть принято решение о роспуске парламента. Более того, решение КС является обязательным для всех для исполнения. А поскольку это касается, в основном, высших должностных лиц государства, то практически они должны и исполнить эти требования закона.

- Кстати, Вас за это высказывание подвергли критике некоторые политические деятели, посчитав, что Вы превысили свои полномочия. В то же время, другая часть политиков поддержала Вас, считая, что Ваши утверждения были сделаны на основе закона. То есть Ваши высказывания о том, что после 28 сентября должно быть принято решение о роспуске парламента, это не личное мнение, а позиция Конституционного суда?

- Совершенно верно. Мои утверждения были сделаны на основе документов, а не просто голословно. Поэтому я не могу согласиться с теми, кто меня осуждает за мои заявления. Они соответствуют букве Конституции и практике КС. В то же время, нынешний врио президента, как и его предшественник, воспользовался пробелом в законодательстве, на который указал год назад Конституционный суд, и вновь заявил, что в законе нет конкретной даты роспуска парламента.

- Получается, что страна вновь загоняется в тупиковую ситуацию, в которой она пребывает уже более двух лет, не имея президента республики?

Наши политики делают проблемы на ровном месте. Есть Конституция и ее надо выполнять. Но они умело пользуются пробелами в молдавском законодательстве, чтобы попытаться решать собственные вопросы.

Но я однозначно, как председатель Конституционного суда, на основе всех его предыдущих решений, касающихся этой проблемы, обязан заявить нынешний парламент Молдавии должен быть распущен, если не изберет президента.


Вы находитесь в разделе Бизнес-Инфо ресурса 21.by, здесь вы найдете актуальную и интересную информацию.
© 2004-2019 21.by