Российским СРО строителей два года. Итоги, задачи, перспективы.

В 2011 году исполняется два года с того момента, как вступление в СРО стало обязательным для представителей строительной отрасли. Целью создания системы саморегулирование была передача бизнесу избыточных регулирующих функций государства. Создание строительных СРО было инициировано государством, доверившим профессиональному сообществу вырабатывать правила работы на строительном рынке и осуществлять жесткий контроль их исполнения.

На сегодня по всей России действует более 400-т СРО строителей, основными функциями которых являются: проверка претендентов на членство в СРО выполнять определённые виды работ, выдача допусков и контроль деятельности своих членов. Для жесткой координации и регулирования строительной сферы сформированы Национальные объединения изыскателей (НОИЗ), проектировщиков (НОП) и строителей (НОСТРОЙ).

Ключевая задача, поставленная перед строительными СРО обеспечение качества и безопасности строительных работ. В тех случаях, когда некачественного строительства или возникновения аварий причинен ущерб, СРО обязано выплатить пострадавшей стороне денежную компенсацию из собственного компенсационного фонда. В этом плане отказ от лицензирования вполне оправдан, ФЛЦ (Федеральный лицензионный центр) не нёс ответственности за получившие лицензию фирмы, имевшие возможность пройти данную процедуру за небольшую сумму. На данный момент в состав СРО строителей входят около 80 000 компании, что втрое меньше числа организаций работавших ранее по лицензии.

К сожалению, невзирая на то, что переход на рельсы саморегулирования был мягким, административные барьеры сохранились. С другой стороны, совместная работа строительных СРО и государства позволила их минимизировать. На данный момент в регионах уже идёт работа по сбору данных о существующих административных барьерах. Собранную информацию планируется в дальнейшем использовать при разработке нормативно-правовых актов.

Таким образом, бюрократические и чисто формальные требования к строительным организациям сократились, реальные же требования наоборот возросли. Так, например, СРО строителей обязаны строго следить за наличием необходимых для выполнения определённых видов работ специалистов.

Закон о саморегулировании предоставляет строительным СРО возможность создавать собственные требования и стандарты для своих членов. Как следствие, возникают ситуации, когда в разных регионах действуют различные требования к одинаковым видам работ. Решением задачи унификации документов для деятельности СРО занимаются сегодня Национальные объединения.

Преувеличением являются и разговоры о том, что вступление СРО является тяжёлым финансовым бременем для строительных организаций. Сумма взноса в КФ СРО установлена государством, вступительный взнос уплачивается единовременно, а непомерных членских взносов СРО строителей не устанавливают. При этом членские взносы расходуются на проведение плановых проверок, повышение квалификации, проверок при выдаче допусков и пр. Кроме того, СРО берёт на себя защиту интересов каждого своего члена в органах государственной власти.

Итак, этап перехода на саморегулирование остался позади, настало время стабильной, плановой работы. Перспективы развития данного института в России вполне оптимистичны. Учитывая, что уже насчитывается достаточно большое количество СРО строителей, в ближайшем будущем ожидается тенденция к их укреплению. Крупные саморегулируемые организации будут иметь более широкие возможности в части защиты интересов своих членов и самого потребителя, учитывая солидный компенсационный фонд.


Вы находитесь в разделе Бизнес-Инфо ресурса 21.by, здесь вы найдете актуальную и интересную информацию.
© 2004-2018 21.by