Обзор рынка франшиз магазинов обуви.

Российский рынок обуви уже несколько лет подряд переживает благоприятное время поступательного роста. 2006 год также не стал исключением. По оценке компании "Экспресс-обзор", объем российского рынка обуви в денежном выражении в прошлом году составил $16,9 млрд. В натуральном выражении он вырос на 16,3%.

Производство отечественной обуви выросло на 14,5%, но ее доля на рынке по-прежнему занимает незначительную часть. А вот объем официального импорта обуви в 2006 году вырос на 58,5%. При этом больше всего обуви 73,8% - импортируется в Россию из Китая.

Здесь стоит отметить некоторое лукавство официальной статистики. Дело в том, что в России есть немало компаний, производящих обувь, но при этом не имеющих собственных производственных мощностей. Дизайнеры этих компаний создают новые коллекции обуви в России, а заказы на их массовое изготовление размещаются на фабриках других стран, в основном в Китай. "Поднебесная" является безусловным лидером мирового обувного аутсорсинга. Некоторая часть российских заказов перепадает и обувщикам других стран.

Например, компания "Пальмира" шьет свою, российскую, обувь (торговая марка Monarch) в магазинах обуви18 стран мира на разных континентах, в том числе в Бразилии и Италии. Однако, оплаченная российским капиталом и произведенная за рубежом российская обувь при пересечении границы учитывается государственной статистикой как импорт.

Неофициальный импорт обуви по-прежнему лидирует и занимает половину рынка. Он создает легальному обувному бизнесу существенную и неравную конкуренцию, поскольку теневой импорт не несет издержек в виде таможенных пошлин. Лидером по теневым поставкам обуви в нашу страну также является Китай. Но в этом соотношении наметились позитивные подвижки: в 2006 году доля неофициального импорта обуви за всю историю постсоветского обувного рынка впервые сократилась.

Как показывают результаты исследования компании ABARUS Market Research, большинство покупок обуви в российской рознице приходится на средне-низкий (1-1,5 тыс. руб. за одну пару) и средне-средний (1,5-2,5 тыс. руб. за пару) ценовые сегменты. Продажи обуви в этих двух сегментах активно растут благодаря смещению потребительских предпочтений от низкого ценового сегмента. Это связано напрямую с повышением уровня благосостояния россиян. В свою очередь, наблюдается также усиление тенденции к переходу покупателей из средне-низкого в средне-средний ценовой диапазон.

Наиболее часто покупатели отовариваются обувью на вещевых рынках (42% всех покупок). Однако в последние годы доля рынков как в центре, так и в регионах уменьшается. Этому в значительной мере способствует развитие крупных обувных центров и розничных сетевых структур, ориентированных на потребителя со средним достатком. Отток покупателей с вещевых базаров в магазины повлек за собой существенное увеличение объемов продаж в эконом-сегменте сетевых обувных магазинов.

По данным компании Comcon, в специализированных магазинах приобретают обувь 25,4% российских потребителей, в фирменных магазинах совершают покупки 10,5% потребителей. Женскую обувь покупают 23,6% жителей России, мужскую 16,8% россиян (данные компании Comcon за 2005 год).

По оценкам эксперта ресурса www.beboss.ru , одной из основных тенденций современного развития рынка обуви теперь является ориентация потребителей на марку обуви, ее качество и разнообразие ассортимента в местах продаж. Наиболее важными для российского потребителя стали функциональные характеристики обуви модель, материал изготовления, качество пошива. Оценивая и выбирая между примерно одинаковым по качеству моделями, покупатель при прочих равных условиях отдает предпочтение знакомым маркам обуви. При этом мужчины чаще выбирают российскую и немецкую обувь, а женщины итальянскую.

Франчайзоров малый строй

В России производством обуви занимаются свыше 250 разновеликих компаний. Еще неопределенно большое число компаний промышляет оптовым импортом обуви. Несмотря на столь внушительный контингент фирм, занятых обувным бизнесом, список компаний, развивающих франчайзинг в этой сфере, совсем невелик.

- Для запуска франчайзинга производитель обуви должен иметь достаточный и разнообразный ассортимент этого товара, чтобы целиком заполнить монобрэндовый магазин франчайзи, - поясняет управляющий партнер компании "FRANSH Стратегия роста" Евгений Иванов.

К сожалению, таких поставщиков у нас ровно столько, сколько существует сегодня в России обувных франшиз. Большинство же отечественных обувных фабрик, по старинке, работают в сегменте дешевой обуви, в котором развивать франчайзинг не выгодно: слишком велики ставки арендной платы за торговые площади. Рентабельность франчайзингового ритейла должна быть не менее 100%, чтобы этот бизнес стал интересен для потенциального франчайзи.

Сопоставляя разные источники, можно выявить около двадцати компаний, развивающих на отечественном бизнес-поле франчайзинг своих обувных брэндов.


Вы находитесь в разделе Бизнес-Инфо ресурса 21.by, здесь вы найдете актуальную и интересную информацию.
© 2004-2020 21.by