Общие положения и методологические принципы проектирования мебели.

Создание мебели включает три основные этапа: дизайнерскую и конструктивную разработку изделия и воплощение проекта в материале.

Основы дизайнерской разработки базируются на правильном отражении в форме создаваемого изделия всех потребительских и производственных требований. Основы конструкторской разработки - на правильном учете в техническом проекте условий эксплуатации изделия и свойств материала, обеспечении оптимального функционирования и надежности создаваемого предмета. Технологические основы включают комплекс технологических процессов и режимов, условий и требований по переработке исходного сырья и полуфабрикатов в изделие заданной функции и качества.

До 70-х годов прошлого столетия проектирование мебели на дизайнерское и конструктивное не подразделялось. Оно выполнялось одним специалистом и начиналось сразу с разработки рабочего проекта. Специалист назывался конструктором, бюро было только конструкторское. Профессию дизайнера не признавали более 20 лет.

В настоящее время основные этапы создания мебели осуществляют разные специалисты - дизайнеры (функциональное проектирование), конструкторы (рабочее проектирование), технологи (технологический процесс). На малых предприятиях, насчитывающих несколько человек и даже несколько десятков, бывает, что три профессии совмещает один человек, но это не меняет сущности процесса создания мебели.

Проектированию конкретного изделия или набора мебели должны предшествовать установление и анализ социальных, функциональных, эргономических, технических и других требований к данному изделию или набору, принципов и условий их взаимодействия со средой и с человеком.

Прежде чем приступать к разработке формы и конструкции отдельных изделий мебели, необходимо установить их взаимосвязь с квартирой (общественным помещением или другой средой), комплексом всех процессов жизнедеятельности человека. Необходимо также учитывать временные изменения, происходящие в предметно-пространственной среде. Действие каждого фактора в различные временные периоды неоднозначно, поэтому в процессе проектирования необходимо учитывать возможную динамику жизненного цикла изделия на достаточно больших интервалах времени, охватывающих или даже превышающих продолжительность жизни проектируемых изделий, которая определяется временем от возникновения творческой идеи по созданию изделия до снятия его с эксплуатации. Сказанное означает, что проектирование мебели должно опираться на конкретные принципы и методы, которые в целом должны быть объединены общей методологией.

Под методологией (от греч. methodos - путь исследования, теория и logos - учение) понимают учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология проектирования мебели - это учение о формах и способах решения конкретной задачи - создания новых изделий мебели в соответствии с потребительскими требованиями и с учетом производственных возможностей.

Методы проектирования мебели сложны и многоплановы и никакими нормами не регламентируются. Творческий процесс можно представить как последовательное выполнение операций с целью получения конечного результата. Он может рассматриваться во взаимосвязи внешних и внутренних факторов проектирования, как логическое развитие проектной мысли и как этапы создания проектной документации.

К внешнему проектированию следует относить создание творческого замысла. В данном случае решаются вопросы, связанные с выяснением цели проектирования, исследованием свойств рынка и его взаимодействием с создаваемым изделием. На основе выполненного предпроектного анализа на первой стадии проектирования разрабатывается концептуальное решение по проектируемому объекту, составляется техническое задание на проектирование, которое содержит основные требования к изделию и взаимодействию его с внешним окружением.

К внутреннему проектированию относят этапы эскизного и рабочего проектирования, а также изготовление, испытание и доводку опытных образцов. Цель внутреннего проектирования - разработка проектно-конструкторской документации в соответствии с принятой концепцией и требованиями внешнего проектирования.

Основным фактором, определяющим процесс проектирования, является цель проекта. От неё зависит направление и содержание процесса, применяемые методы и средства проектирования. Целей возникает, как правило, несколько. Одни из них задаются с самого начала извне, то есть заказчиком на разработку проекта, другие ставит сам дизайнер, при этом они могут появляться и в процессе проектирования.

Базисом собственно проектной дизайнерской деятельности является технологическое, функциональное и морфологическое проектирование (под морфологией в дизайне понимают материальную форму вещи, организованную в соответствии с её функциями). Специфика дизайнерской деятельности состоит в том, что она включает эти три вида проектирования и определяется художественно-образным проектированием.

Технологическое, морфологическое и художественно-образное проектирование - это не автономные процессы, а целостные, они выступают единым блоком. Их отличие носит методический характер и основано на различных целях проектирования. На отдельных этапах тот или иной аспект может преобладать, но все они сводятся в общий дизайн-процесс. Например, сосредоточив внимание на художественной стороне, дизайнер основывается на определенной функции изделия; образ и функция материализуются в морфологии, а последняя немыслима без материала и технологии. Таким образом, все аспекты проектирования взаимосвязаны и находятся в зависимости друг от друга.

Изделия из древесины могут быть самыми разнообразными - от простых, выполняющих чисто утилитарное назначение (тара, решетки для ванных комнат, палочки для мороженого и т. п.), до сложных, выполняющих не только утилитарные, но и эстетические функции (мебель, сувениры, игрушки и т. п.). Соотношение утилитарного и эстетического выступает для разных изделий в различных пропорциях. Например, основная функция сувениров - эстетическая, поэтому требования к ним не могут быть такими же, как, например, к бочкотаре. Это обусловливает различный подход к методике их проектирования. В иех случаях, когда основными являются функциональные требования (например, рукоятки ручного инструмента, бочки, упаковка мебели и т. п.), при проектировании должен преобладать функциональный подход, но с соблюдением композиционно-стилевых требований к данному изделию. Красота таких изделий обеспечивается совершенством конструкции, хорошим их функционированием. Если эстетические требования к изделиям возрастают (например, мебель, музыкальные инструменты) или становятся преобладающими (декоративно-прикладные изделия), начинает возрастать, а то и вовсе становится главным художественный поиск их формы, следование стилю и моде. Правда, при этом нельзя пренебрегать техническими факторами формообразования, свойствами материалов, особенностями технологии производства изделий.

При проектировании изделий необходимо ориентироваться на рациональное использование материалов, трудовых затрат, производственных мощностей. Это можно достичь с помощью прогрессивных методов проектирования.

Основой повышения технологичности изделий является внедрение систем унификации элементов корпусной мебели, мягких элементов, брусковых деталей и комплектующих элементов. Это позволяет упорядочить ассортимент и сократить количество типоразмеров деталей, элементов, а также типов ящиков и других элементов внутреннего оборудования изделий.

Проектируя мебель, дизайнер должен моделировать различные ситуации и условия её функционирования в среде социально-культурной жизнедеятельности человека. Функции мебели проявляются в различных аспектах: формирование и преобразование внешней среды, поддержание её в состоянии, обеспечивающем нормальное протекание процессов жизнедеятельности, в качестве носителя и выразителя социально-культурных ценностей и т. д. При проектировании любой вещи подразумевается конкретный потребитель, что определяет конкретные требования к данной вещи и подход дизайнера к её проектированию.

Метод дизайнерского проектирования состоит в том, что процесс формообразования ведется на основе выявления и отражения связи формы изделия со всеми факторами. Если учитывать только художественную сторону формы изделия, то его производство может оказаться нетехнологичным. Наоборот, учет только технологичности и рентабельности производства может привести к однообразным и скучным решениям формы, что в конечном счете ведёт к обеднению человеческой культуры.

Основным фактором,оказывающим влияние на формообразование изделий, является их функциональное назначение.. Важнейшая задача дизайнера состоит в улучшении потребительских свойств изделий, поэтому при работе над формой решающее значение имеет обеспечение удобства пользования.

Функциональное содержание изделий заключено в определенную материальную форму. Следовательно, форма зависит от конструкции и применяемых материалов, причем эта зависимость может проявляться по-разному. Если конструкция проста, форма больше зависит от свойств материала. При усложнение изделия увиличивается зависимость формы от конструкции. Работа материала в данном случае проявляется не непосредственно, а через конструкцию.

Запроектированная форма изделий реализуется в процессе их производства. Точность реализации формы зависит от производственных условий. Следовательно, качество формы в значительной мере обусловливается технологией.

Следует учитывать и соотношение потребительских свойств изделий и затрат на их производство и потребление., то есть вопросы экономики, которые тесно связаны с социальными проблемами. Так, если создавать только очень хорошие, но дорогие изделия, то выпуск их будет малым и важнейшая проблема - удовлетворение спроса населения - не найдёт своего решения.

Следовательно, форма промышленного изделия связана с его полезно-общественным содержанием, которое соответствует производственным условиям, экономическим возможностям общества и его эстетическим идеалам.

В процессе формообразования дизайнер должен умело сочетать различные требования к изделию, разрешать противоречия между стандартными условиями его производства и необходимостью создания образной предметно-пространственной среды. Для достижения цельности и красоты изделий необходимо не только учитывать влияние отдельных формообразующих факторов, но и уметь использовать закономерности построения формы изделия, то есть закономерности композиции. Опираясь на объективные факторы формообразования, дизайнер осмысливает эстетические представления общества и с помощью средств композиции достигает поставленной цели.

После изготовления изделий проходит длительный этап их потребления. Он также не должен оставаться вне поля зрения проектировщиков. На этом этапе различными службами изучается спрос на данный вид продукции, анализируются его функциональные и эксплуатационные характеристики, выявляются недостатки, что должно учитываться при создании новых изделий.

При разработке новой мебели все требования к ней и аспекты проектирования рассматриваются во взаимосвязи как единый творческий процесс. Но изучение и рассмотрение различных аспектов проектирования методически следует вести раздельно.


Вы находитесь в разделе Бизнес-Инфо ресурса 21.by, здесь вы найдете актуальную и интересную информацию.
© 2004-2018 21.by