Скелетон - шедевр с прозрачным механизмом.

Скелетоны это часы с прозрачным циферблатом и видимым глазу механизмом, детали которого покрывают благородными металлами и украшают ручной гравировкой и драгоценными камнями. Мастера стараются убрать как можно больше металлических деталей, чтобы взгляду открылась удивительная картина работы часового механизма. Достаточно часто дизайнеры оставляют видимой глазу лишь часть механизма, делая акцент на работе отдельных деталей. Изготовление скелетонов - очень сложная и кропотливая работа, требующая предельного внимания. Превращение обычного механизма в прозрачный шедевр начинается с его полной разборки. После этого платину и мосты либо полностью снимают, устанавливая на их место сапфировые пластины, либо уменьшают до минимальных размеров, чтобы сделать работу механизма зрелищной. Этот процесс заслуженно называется ажурирование, поскольку завораживающая картина движения шестеренок и колесиков действительно производит впечатление ажурного кружева. Для большей надежности некоторые детали, подверженные изнашиванию, изготавливают из благородных металлов, а на остальные наносят платиновое или золотое покрытие. После обработки механизм необходимо снова собрать. Эта работа под силу только настоящим специалистам, поскольку после того, как толщина мостов значительно уменьшилась, для сохранения точности хода и качества колесной передачи необходимо приложить немало усилий.

Процесс создания скелетона достаточно емкий, на него уходит много времени, так как необходимо не только идеально вырезать детали, но и тщательно их отделать. Поскольку механизм полностью обнажен, все детали должны быть тщательно отполированы, украшены резьбой, орнаментом, а иногда, и драгоценными камнями. Таким образом, для того, чтобы придать деталям механизма привлекательный вид, они должны пройти несколько этапов обработки.


Прежде всего, на мосты наносят различные узоры, самыми узнаваемыми из которых являются женевские волны (Cotes de Geneve) и жемчужное зернение (Perlage) - перекрывающие концентрические круги. После этого на отшлифованные поверхности мостов наносят специальное покрытие белого цвета. Чтобы придать механизму законченный вид, мастера украшают детали камнями, вмонтированными в отведенные для них места. Устанавливаются камни непосредственно в платину или мост, однако существует возможность их установки и в шатон (оправа драгоценных камней). В последнем случае, вместо того чтобы запаивать камень в отверстие детали, его помещают в специальное кольцо, которое привинчивают к детали.

Кстати, сегодня можно найти много магазинов, в которых можно купить часы скелетоны. Достаточно только поинтересоваться такими магазинами в поисковике, и вы тут же найдёте массу предложений.

Наиболее сложной техникой отделки механизма является гравировка. При помощи фрезерования на определенных участках вырезают специальные отверстия, через которые можно наблюдать за работой всего механизма. На поверхность наносится гравировка, которую мастера элитных брендов наносят вручную. Как правило, гравируются платины, мосты и ротор, также отдельные колеса. После такой обработки часы выглядят просто великолепно, однако есть в ней минусы - ради изысканного внешнего вида мастерам приходится приносить в жертву прочность мостов и платин.

Особое место среди всех видов отделки занимает гильоше. По своей сути эта техника обработки имеет сходство с гравировкой, но в этом случае узор наносят при помощи резца. Детали гильошируют на специальных машинах, вращательного или поступательного типа, а чтобы рисунки не были похожи друг на друга, специалисты используют дополнительные насадки в виде разных геометрических фигур, среди которых большую популярность получили ромб и роза.

Отдельного внимания заслуживает узор круговые солнечные лучики (Soleil decorated), который наносится путем шлифования поверхности. Этот прием оставляет множество тонких царапин, и довольно часто применяется при обработке ротора и заводных колес. Нанесение тонких линий и канавок осуществляется шлифовальными кругами, либо специальными пастами. Такого же результата позволяет достичь крацевание (Colimaconnage), с помощью которого можно увеличить частоту и уменьшить толщину линий.


Существует также такой вид отделки, как псевдогильоше. Получить рисунок посредством данной техники можно двумя способами: в первом случае заготовку кладут под пресс, который выдавливает задуманный рисунок, во втором используется специальный штамп, оставляющий канавки подобно технике гильоше. Но, к сожалению, качество узоров, получаемых при помощи этих методов, нельзя назвать высоким, поэтому престижные бренды применяют их достаточно редко.

В наши дни можно выделить единицы производителей, которые остаются верны высоким стандартам отделки механизмов. Это компании Patek Philippe, Audemars Piguet, Girard-Perregaux, Jaeger-leCoultre, Breguet и некоторые другие. Остальные часовые марки делают акцент на создании высокоточных механизмов, отодвигая их обработку на второй план.

История создания скелетонов берет начало со времен зарождения часовой промышленности. Мастера стремились удивить целевую аудиторию и завоевать уважение покупателей, однако создание скелетонов, прежде всего, было связано со сложностью помещения собранный механизм в корпус. Во второй половине XVIII века часовщикам удалось защитить его со всех сторон и придать внешний вид, к которому мы привыкли сегодня. Такая инновация расстроила многих ценителей искусства, так как наблюдать за работой часов стало невозможно. Мастера мгновенно отреагировали на запросы потребителей и оснастили ходики крышкой, которую можно было откинуть или полностью снять. Чтобы обезопасить стрелки часов от воздействия всевозможных внешних факторов, циферблат закрыли стеклом.


Появление скелетонов усилило стремление часовщиков XVIII века к богатству и роскоши. Прежде всего, это было связано с реформами, которые прошлись по всей Европе еще в середине XVI столетия. Женева, где проживал Жан Кальвин, пропагандирующий протестантизм, стала одним из основных центров реформационного движения. Среди протестантов, которые тянулись к своему идейному вдохновителю, было много превосходных часовщиков. Законы, установленные Кальвином, запрещали ношение пышных одеяний и ювелирных изделий, и такое положение вещей привело бы к краху ювелиров. Однако им удалось обойти закон и объединиться с часовщиками, изобретения которых не были объявлены роскошью. Этот альянс положил начало созданию в Женеве настоящих шедевров, украшенных эмалью, резьбой и драгоценными камнями. Мастера удивляли публику изящными, неповторимыми моделями, украшая их как можно богаче и изысканнее.


Механические часы уже сами по себе являются произведением искусства, но когда они представлены в таком свете, остается лишь отдать дань уважения мастерам, способным сотворить настоящее чудо. Такие часы можно назвать образцом художественного и технического совершенства.
Особый вклад в развитие скелетонов и часовой индустрии в целом внес Армин Штром.


Вы находитесь в разделе Бизнес-Инфо ресурса 21.by, здесь вы найдете актуальную и интересную информацию.
© 2004-2018 21.by