Росица. Молитва из сердца просится.

На севере Беларуси, почти у границы с Латвией, стоит небольшая деревенька Росица одно из самых старых поселений Верхнедвинского района. Это владение Сапегов, расположенное на оживленном Друйском тракте, еще в XVII столетии называлось городом. В царские времена, согласно историческим документам, в местечке были и церковь, и костел, и синагога, а Росицкие ярмарки собирали население со многих окрестностей.


Сегодня в Росице остались только руины церкви Святой Евфросиньи. От большого пятикупольного храма, построенного в 1866 году из кирпича, сохранился второй ярус колокольни, с трудом удерживаемый на высоте четырьмя опорами.

А вот костелу Святой Троицы повезло несравненно больше, хотя и его судьбу не назовешь легкой. Впервые об этом костеле упоминается в 1778 году, когда был построен небольшой деревянный храм. Затем, спустя более века, в 1884 году, на берегу реки Росицы вырос новый храм из красного сарьянского кирпича, который, как гласят местные предания, жители передавали из рук в руки по живой цепи аж из самой Сарьи.

Так это было или нет, точно никто не знает, но то, что костел получился красивым, факт. Полы его выложили кафелем, пожертвованным помещицей из Новлян. Плитки немного не хватило, поэтому до сих пор пол там двух цветов. Стройная и гармоничная неороманская базилика так высоко вознесла шпили башен, что видно их было за много километров вокруг. Столь же далеко разносился и колокольный звон.

После 1917-го костел закрыли. В 30-е годы он был изувечен: высокие башни разрушили под предлогом маскировки от возможного прицельного огня из Польши. Позже в костеле устроили клуб, но и он долго не просуществовал. После войны храм превратили в склад, напольная мозаика была раздавлена гусеницами колхозных тракторов. Его использовали как конюшню, магазин и даже мельницу. И только в 1988 году храм вернули верующим, а в 2000-м полностью отремонтировали. Правда, былые изящные башни, скорее всего, мы уже никогда не увидим.

С костелом в Росице связана еще одна трагическая история. В годы войны на оккупированной территории Беларуси стали стихийно возрождаться церкви и костелы. Люди, измученные гонениями на религию и тяготами военного лихолетья, стали обращаться к Богу и охотно возрождать службу в храмах.

Так случилось и в Росице. Первая служба в костеле, которую провел приезжий ксендз из соседней Латвии, состоялась уже в августе 1941 года. Однако росицкие верующие не ограничились единичной мессой и обратились за поддержкой своих духовных сил в Друю (ныне Браславский район), в монастырь Ордена Марианов.

ОСЕНЬЮ того же года из Друи в Росицу вышли первые миссионеры. Руководителем миссии стал ксендз-марианин белорус Антоний Лящевич, имевший за плечами четверть века службы. Большую часть времени он провел среди российских мигрантов в дальневосточном китайском городе Харбин. В декабре к ксендзу Лящевичу присоединились еще два ксендза. Нелегкую работу святым отцам помогали выполнять монахини сестры-евхаристки.

Деятельность священнослужителей охватывала большие территории Освею, Замошье, Защирино, Дриссу (ныне Верхнедвинск), Бигосово, Балины. На службу в Росицу приезжали люди из самых удаленных уголков северо-востока Беларуси. Среди посетителей росицкого костела были не только верующие-католики и те, кто хотел принять крещение, но даже православные. Разрушенные в довоенные годы православные святыни не оставляли надежд верующим на их быстрое возрождение, поэтому и обратился православный люд к костелу и единение этих двух христианских религий здесь, в Росице, было искренним и настоящим.

Летом 1942 года к миссионерской работе в Росице присоединился ксендз Юрий Кашира. Выходец из белорусской православной семьи, он перешел в католичество и принял сан священника.

Оба ксендза с помощью сестер-евхаристок Ядвиги Виршуты и Аполлонии Петкун с новой силой продолжили миссионерскую работу. А она становилась все опаснее: днем в Росице и округе хозяйничали немцы и требовали информацию о партизанах, а ночью появлялись партизаны и расспрашивали о фашистах.

В КОНЦЕ 1942-го по окрестным деревням поползли слухи о карательной операции оккупантов, ставивших перед собой задачу очистить территорию от многочисленных белорусских, русских и латвийских партизанских формирований, активно действовавших в этом регионе. Однако мало кто тогда предполагал, что карательная акция будет направлена не только против вооруженных народных мстителей, но и против мирного населения. Поэтому, хотя руководство друйских мариан настоятельно рекомендовало ксендзам и сестрам покинуть Росицу и вернуться в Друю, миссионеры все же решили остаться со своими прихожанами в местечке.

В тот страшный холодный день 16 февраля 1943 года немцы с самого утра начали сгонять в Росицу жителей соседних деревень. Всех и детей, и взрослых сразу отправляли на сортировочный пункт в Росице. Потом кого-то направляли на работы в Германию, кого-то, в основном детей, в медицинский центр в качестве доноров для немецких солдат. Остальных сгоняли в костел. Для сожжения.

Храм быстро наполнился людьми. Среди толпы оказались оба ксендза и сестры-евхаристки. Пять невыносимых февральских дней и ночей они молитвой старались утешить обреченных, вселить им силу духа перед смертью.

Немцы разрешили ксендзам и сестрам свободный выход и вход в здание костела. И священнослужители все эти дни искали еду для людей, которые оставались взаперти.

Перед тем, как отправить невинных людей на жуткую смерть, каратели предложили обоим ксендзам и сестрам покинуть Росицу. По приказу Лящевича и Каширы сестры-евхаристки ушли из местечка. Сами же священники в своем призвании решили, что святая обязанность их миссии оставаться там, где терпит горе их паства, чтобы быть людям духовной поддержкой в последние минуты жизни. Будьте мужественны. Молитесь!, сказал на прощание сестрам-евхаристкам ксендз Антоний.

А через некоторое время от костела отъехало множество саней каратели отвозили людей на сожжение в колхозную конюшню. Среди них был и ксендз Антоний Лящевич Через день фашисты вывели из костела еще группу ее с крестом в руках возглавлял ксендз Юрий Кашира. Людей сожгли в бывшем колхозном амбаре...

В те страшные дни погибло более полутора тысяч человек. На месте последнего жуткого кострища, в котором было сожжено свыше шестисот человек, потом, рассказывали очевидцы, обнаружили остатки креста для процессий и обгоревшую руку с зажатыми четками все, что осталось от Юрия Каширы.

ПОДВИГ священников признал весь католический мир: в 1999 году оба росицких ксендза были канонизированы Папой Римским Яном Павлом II как святые мученики, а костел в Росице стал национальной исторической и духовной ценностью нашей страны.

Два раза в год, в феврале и начале августа, в Росицу съезжаются духовные лица из разных стран, а также многочисленные паломники, чтобы помолиться в Свято-троицком костеле за души заживо сожженных детей, женщин, стариков и попросить заступничества у блаженных Юрия и Антония, разделивших судьбу своей паствы.

Росица всегда радушно встречает гостей. Подправлены дороги, снесены старые строения эти заботы взяла на себя местная исполнительная власть. Настоятель храма отец Чеслав Куречко c каждым годом все больше осуществляет свой замысел сделать Росицу самым красивым уголком белорусской земли. Летом костел окружен ухоженными газонами и утопает в цветах: их здесь около 240 сортов, из них только лилий 150. А весной у подножия культового здания распускаются 1528 тюльпанов ровно столько, сколько было сожжено в местечке людей во время карательной экспедиции в 1943 году. Саженцы священник привозит из Польши и даже Италии, некоторые ксендзы знают о его увлечении и помогают с посадочным материалом. Приносят и местные жители, а отец Чеслав, в свою очередь, делится с ними семенами.

К озеру спускается Аллея Благословленных из туи и красного барбариса, символизирующая тернистый путь мучеников. Построена беседка, обустроены места для купания, площадка для палаточного лагеря. У костела разместился красивый водоем с разноцветными лилиями, приобретены мостики из пластика. Обновлена и сама святыня: появились плитка во дворе, новые фрагменты ограждения. Над благоустройством территории работали многие люди, в особенности волонтеры из Бигосово, Верхнедвинска, Глубокого, Борисова, Орши. В разговоре со мной отец Чеслав с благодарностью вспоминал председателя Верхнедвинского райисполкома Игоря Марковича: местная власть тоже много помогает и в обустройстве святого места.

У отца Чеслава есть задумки благоустроить еще и костел. Из архивных документов стало известно, что росицкий храм имел две башни большей высоты, чем сейчас. В планах достроить эти башни до первоначальных размеров. Здесь намерены также увековечить память о жертвах фашизма в виде Аллеи Памяти из валунов вокруг могил. На камнях будут написаны названия сожженных деревень. Чтобы приходящие в храм всегда помнили о невинных жертвах войны и молились за них.


Вы находитесь в разделе Бизнес-Инфо ресурса 21.by, здесь вы найдете актуальную и интересную информацию.
© 2004-2020 21.by