"ВИТЯЗЬ": С ОПТИМИЗМОМ В БУДУЩЕЕ

Торговая марка «Витязь» известна всем белорусам как название высококачественной телевизионной техники. Благодаря отличным потребительским свойствами продукции за последние десятилетия этот бренд стал не менее узнаваем и на территории СНГ, получил признание в европейских странах. 2007 год стал для республиканского унитарного производственного предприятия «Витязь» определяющим в выборе стратегии развития. Отечественный производитель взял курс на освоение новых видов продукции.
В соответствии с мировыми тенденциями, производство телевизионной техники не является высокорентабельным. Как правило, мировые лидеры телевизионной отрасли имеют какие-либо дополнительные направления деятельности, а объем производства непосредственно телевизионной продукции составляет до 50% в общем объеме выпуска. По такой же стратегии решил развиваться и «Витязь».
Всего за год появились первые плоды реализации новой стратегии предприятия — в конце 2007 года с конвейера сошел DVD-проигрыватель собственного производства. В начале 2008 года в торговую сеть поступила первая партия пылесосов «Витязь». Это позволило по итогам года обеспечить темп роста объемов производства на уровне 108,2% по сравнению с 2006 годом, сохранить положительную рентабельность. При этом удельный вес новых видов продукции в общем объеме производства составил 52,8%, а поставки на экспорт возросли на 11,7%. В ближайших планах предприятия — выпуск электрочайников, электроплит одно- и двухконфорных, а также домашних кинотеатров, кондиционеров, утюгов.
Параллельно с бытовой техникой предприятие намерено максимально диверсифицировать производство, осваивая выпуск высокорентабельной продукции альтернативного направления. Именно такая продукция может приносить заводу прибыль, за счет которой удастся компенсировать невысокий уровень рентабельности телевизионной и бытовой техники. 
Медицинская техника
Фактически диверсификация производства началась в постперестроечные годы, когда «Витязь» был вынужден проводить конверсионные преобразования. Тогда в качестве альтернативы было выбрано производство медицинской техники и изделий медназначения и, как показало время, решение оказалось правильным. За счет качества, цены, развитого сервисного обслуживания и востребованности продукции «Витязь» выдержал конкуренцию и успешно развивает это направление. Сегодня предприятие освоило выпуск около 10 основных видов продукции медицинского направления, не считая многочисленных модификаций. «Мы производим широкую гамму - начиная с медприборов, которые можно использовать в домашних условиях (это аппараты лазерной и электротерапии) и заканчивая сложным диагностическим оборудованием, например, позволяющим диагностировать вирусные заболевания», — говорит заместитель генерального директора по маркетингу и качеству Александр Сеньковский. Медтехника занимает примерно 5% в общем объеме производства, в основном эта продукция реализуется на российском рынке. Предприятие сформировало значительный портфель заказов, так что в ближайшей перспективе «Витязь» намерен довести выпуск медтехники до 10% в общем объеме. Для этого в прошлом году на заводе приступили к модернизации механического производства. Уже работает лазерная резка, установлен пресс с числовым программным управлением, позволяющая производить гибку металла на заказ любой конфигурации. В планах на этот год — увеличение мощностей лазерной резки за счет приобретения еще одной установки, которая, по мнению специалистов, достаточно быстро себя окупит. В проекте также закупка второго гибочного станка с ЧПУ. При этом предприятие не только освобождается от ряда оснастки, но и повысит гибкость производства. 
Строительное направление
РСУ РУПП «Витязь» занимается ремонтно-строительными работами на заводских зданиях и сооружениях, а также строительством домов для заводчан. Семь лет назад на предприятии решили осваивать выпуск строительных материалов. С тех пор их производство постоянно увеличивается. Стройматериалы реализуются как на внутреннем рынке, так и в России. Если в прошлом году их доля в объеме выпущенной на «Витязе» продукции составляла 2%, то уже в этом году увеличится до 5%. Расширение производства стройматериалов позволит дополнительно создать 500 рабочих мест. 
Сегодня на предприятии производят 5 видов тротуарной плитки, 2 вида тротуарных и дорожных бордюров, 20 видов стенового бетонного камня. В прошлом году на предприятии разработана технология и налажено производство утеплительных блоков из пенополистиролбетона.
Полистиролбетон является разновидностью легких бетонов, в его состав входят портландцемент, гранулы вспененного полистирола и воздухововлекающие добавки. Сочетание этих компонентов обеспечивает оптимальное соотношение несущих свойств, звукоизоляции, теплоизоляции и огнезащиты. По сравнению с газосиликатными блоками его прочность на 20% больше, содержание влаги ниже в 5 раз, а теплопроводность вдвое выше. Кроме того, в производстве пенополистиролбетона используются отходы производства — пенополистирольные вкладыши (упаковка для кинескопов). Стоимость одного кубометра теплосберегающего материала составляет около Br170 тыс. Пробные партии нового строительного материала успешно реализованы в России. 
Энергетика
В прошлом году «Витязь» ввел в эксплуатацию две когенерационные установки суммарной мощностью 2МВТ на собственной ТЭЦ, инвестировав на эти цели около Br4 млрд. Развитие энергетического комплекса — еще одно направление диверсификации. Постепенно «Витязь» идет к собственному производству электроэнергии, годовые потребности в которой составляют около 36 млн. кВт/ч. Динамика движения впечатляет: если в 2002 году завод полностью покупал электроэнергию, то в этом году почти 90% потребности заместит энергией собственного производства. По прогнозу специалистов, годовые расходы на электроэнергию в 2008 году снизятся более чем в 2,8 раза по сравнению с тем же 2002 годом. За это время на ТЭЦ установлены два турбогенератора и три когенерационные установки. Последние позволяют вырабатывать наряду с электрической и тепловую энергию. Поэтому сегодня все горячее водоснабжение «Витязя» расходует собственную тепловую энергию.
Модернизация 
За последние семь лет «Витязь» инвестировал в техническое перевооружение производства около $30 млн. Этот период стал для предприятия временем активной модернизации, и, как отмечают специалисты, нет такого подразделения, которое не затронул этот процесс. Если говорить о производстве печатных плат, то приобретены две линии травления, установка утилизации меди и линия химико-технологической подготовки поверхностей. Для штамповочного производства закуплены несколько прессов, позволяющих штамповать печатные платы больших габаритов. Практически полностью обновлен цех пластмасс, на что направлено около $8млн. Новое оборудование — линии пайки и защитного газа, сборочный конвейер и т.д. — приобретено для монтажного производства, что позволило, в частности, освоить технологии поверхностного монтажа, а также автоматизированной установки компонентов.
Иначе говоря, для поддержания в конкурентоспособном состоянии каждого из производств необходима инвестиционная поддержка. И «Витязь» уделяет вопросам технологического перевооружения постоянное внимание. В результате проведенных мероприятий по итогам 2007 года материалоемкость производимой продукции уменьшилась на 15,5%. Развитие производства собственной электроэнергии, внедрение энергосберегающих процессов позволили снизить более чем на 21% энергетическую составляющую в себестоимости продукции. Кроме того, работники предприятия с уверенностью могут заявить о том, что «Витязь» обладает лучшим парком литьевых машин среди аналогичных предприятий на постсоветском пространстве, а также одним из лучших и по оснащению, и по возможностям инструментальным производством.
Телевизионное производство
Несмотря на активные шаги по диверсификации, телевизионное производство остается для «Витязя» в числе главных приоритетов. Следуя тенденциям мирового рынка телевизионной техники, «Витязь» приоритетным направлением определил развитие LСD-телевизоров. 
Предприятие уже завершило формирование первой линейки LСD-телевизоров «PREMIUM». В 2008 году она будет представлена на рынке шестью моделями, а уже к концу года планируется начать производство второй линейки LСD-телевизоров. Сдерживающим фактором расширения производства этих телеприемников является высокая цена. Поэтому сегодня около 95% телевизионного производства занимают кинескопные телевизоры, которые широко востребованы потребителем. Тем не менее, по прогнозам специалистов, к концу года доля LСD-телевизоров увеличится до 15% и в перспективе будет продолжать расти. 
Внимательно отслеживая ситуацию на рынке, тенденции и прогнозы его развития, РУПП «Витязь» строит перспективные планы развития, формируя производственную повестку дня будущего. Не за горами приход эры цифрового телевидения. И можно не сомневаться, что отечественный производитель уже подготовился к оцифровке телевизионного сигнала. В результате модернизации и обновления элементной базы налажен выпуск конкурентоспособного по цене тюнера для приема наземного цифрового телевидения. Кроме того, предприятие выпускает небольшими партиями так называемые гибридные телевизоры с встроенным тюнером. Пока спрос на эту технику невелик. Но за этим будущее, в которое «Витязь» смотрит с уверенностью и оптимизмом.
Сергей Александров


Вы находитесь в разделе Бизнес-Инфо ресурса 21.by, здесь вы найдете актуальную и интересную информацию.
© 2004-2020 21.by