Вовремя заметить инвестора

Словакия активно мостит дорогу на белорусский рынок. Не менее настойчиво она посылает сигналы нашему бизнесу с инвестиционными предложениями. В Минске на текущей неделе ее представители зазывали вкладывать деньги в экономику Жилинского края.

В этой автономной области Словакии с населением 693 тыс. жителей действует 12,1 тыс. предприятий и 59 тыс. индивидуальных предпринимателей, сообщила на саммите, организованном Минским отделением БелТПП, заместитель директора по региональному развитию администрации края Мириам СКАЦЕЛОВА. Порядка 14% юрлиц и 22% ИП заняты в сфере промышленного производства.

В числе наиболее известных здесь компаний, созданных с участием иностранного капитала, — Kia Motors Slovakia. Открывшееся три года назад детище корейского концерна уже выпустило 500-тысячный автомобиль. Благодаря инвестору работу на этом предприятии получили 2,7 тыс. местных жителей.

Кстати, это не единственная удача словаков по созданию национального автомобилестроения с помощью мировых гигантов. В Трнаве расположены предприятия PSA Peugeot Citroen, а в Братиславе — Volkswagen Slovakie. На заводах немецкого автоконцерна трудится около 8 тыс. человек, а в прошлом году он объявил о намерении направить в словацкое автомобилестроение еще 308 млн. EUR — появится 1,5 тыс. новых рабочих мест.

На такие инвестиции из Беларуси Словакии, конечно, вряд ли стоит рассчитывать, а вот нам ее опыт в деле привлечения зарубежных капиталов очень даже интересен. Буквально на голом месте за короткий срок появилась отрасль, изменившая экономический облик страны. По итогам 2007 г. Словакии принадлежало первое место в мире по количеству выпущенных автомобилей на одного жителя. Их реализация на внешнем рынке составляла более четверти всего национального экспорта.

Среди соседей в прошлом году страна оказалась единственной, кому удалось привлечь прямых иностранных инвестиций больше, нежели в 2008 г. Также, по данным Евростата, она входит в перечень государств ЕС, чья экономика наиболее активно восстанавливается после кризиса. В 2010 г., согласно прогнозам словацкого Нацбанка, ВВП вырастет на 2%. При этом производство автомобилей почти достигнет докризисного уровня (575 тыс. штук в 2008 г.), а уже в 2011 г. — 900 тыс.

Кстати, продукция словацкого автопрома, как сообщил «ЭГ» посол этой страны Марьян СЕРВАТКА, является одной из главных позиций ее экспорта и на белорусском направлении. Помимо легкового транспорта она поставляет нам в большом количестве автозапчасти, двигатели, генераторы (denyo генераторы), оборудование для молочной отрасли, телевизоры.

Наши соотечественники активно покупают и телевизоры Samsung словацкого производства. Создание его — еще один яркий пример эффективной политики по привлечению иностранных инвестиций. Южнокорейская корпорация Samsung Electronics пришла в Словакию в 2002 г. Построила здесь два завода, вложив в них сотни миллионов евро. За это время потребителям отправлены десятки миллионов ЖК- и LED-телеэкранов, лазерных принтеров, DVD-проигрывателей и экранов для мониторов. Недавно инвестор объявил о вложении еще 100 млн. EUR в расширение мощностей в Словакии, планируя уже в этом году начать здесь производство 3D-телевизоров.

Из этого следует, что наши телевизионные заводы ожидает еще более жесткая конкуренция за потребителя даже на внутреннем рынке, не говоря о внешнем. У кого больше шансов на победу — угадать несложно, особенно если учесть, что «Горизонт» и «Витязь» о таких объемах инвестиций могут только мечтать. Кстати, Samsung Electronics в свое время приценивался к белорусским телевизионным заводам.

Взоры на наш рынок обращают и другие известные словацкие компании, надеясь прежде всего найти здесь свободные ниши для сбыта продукции. В состав делегации Жилинского края входили, в частности, представители ZVL Slovakia — известного в Европе поставщика роликовых подшипников, Emerson — одного из мировых лидеров по разработке и производству оборудования и систем для соединения пластмасс, NES Novi Dubnica — производителя промышленной импульсной техники и специальных электронных устройств в сфере железнодорожного транспорта. Они ведут здесь поиск покупателей и торговых партнеров.

В 2009 г. белорусско-словацкий товарооборот, по словам М.Серватки, составил порядка 195 млн. USD, что на треть ниже объемов предыдущего года. Причем в экспорте потеряли обе страны. В этом году Словакия полна решимости восстановить уровень своих прежних поставок, что ей вполне по силам. Наши возможности значительно скромнее. Ведь в белорусском экспорте преобладали нефтепродукты, производство которых в 2010 г. из-за проблем с сырьем резко упало.



Вы находитесь в разделе Бизнес-Инфо ресурса 21.by, здесь вы найдете актуальную и интересную информацию.
© 2004-2020 21.by