Психологическая помощь иностранцам .

К вопросу социально-психологических и личностных проблем у иностранных граждан в России представляет большой интерес современных психологов. Иностранцев из стран Евросоюза, Соединённых Штатов, Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и многих других мест, сильно тревожит проблема адаптации, усвоения социокультурных норм и различных других жизненных преград.

Во-первых, это начальный этап вхождения личности в новую макро и микросреду. Большое число иностранцев (особенно студентов) имеют низкий уровень информированности о политической, экономической и социальной системах России. Так же иностранцы имеют неполное представление о нормах, обычаях, традициях и культуре русского народа, о существующей в стране системе высшего образования. Для большинства иностранцев впервые возникает проблема интернационализации, необходимости коммуникации с носителями разных социальных, этнических, национальных норм и культур. Поэтому психологическая помощь иностранцам на этом этапе заключается в обеспечении условий для снятия возможных трудностей, вызванных перечисленными факторами.

В первые несколько недель после приезда в новую страну особое напряжение испытывают иностранцы из материально плохо обеспеченных семей и те, кто привык к чрезмерной опеке со стороны родителей. Они находятся в состоянии стресса: жалуются на потерю аппетита, усталость, вялость, бессонницу, плохое настроение и раздражительность.

Кроме бытовых, каждый иностранный студент испытывает языковые трудности по приезде в другую страну для обучения. Невозможность объясниться с людьми из службы сервиса ставит их в крайне затруднительное положение. Трудности возникают при покупке вещей или продуктов питания. Лишь при помощи жестов, мимики и отдельных фраз иностранные студенты могут первое время объясняться с русскими людьми. Объяснение жестами и ошибки в построении фраз вызывают смех и удивление, а порой носят неприличный характер, что очень огорчает и смущает иностранцев.

Смена климата также является сильным раздражителем для человека, она может вызвать расстройство сна, головную боль, повышение кровяного давления, обострить хронические заболевания. Повышение и понижение температуры, изменение влажности воздуха, колебания атмосферного давления, особенности светового дня могут вызвать плохое настроение и дискомфорт.

Особенно много проблем испытывают иностранные студенты.

Иностранные студенты - это социализированные зрелые личности, сформированные под влиянием той среды, в которой воспитывались. Они, как правило, имеют определенную жизненную позицию, целевые установки, систему ценностей и ценностные ориентации. Кроме того, каждый студент имеет свои специфические особенности: этнические, национально-психологические, психофизиологические, личностные и т.д.

Это этап неадекватной психической и физической нагрузки. Иностранный студент, включенный в новую макро- и микросреду, испытывает естественный дискомфорт, т.к. идет переустройство, изменение психофизиологических процессов личности. В начальный период адаптации иностранный студент находится в шоковом состоянии (в состоянии стресса):

информационная перенасыщенность на всех уровнях (в учебном процессе и вне его);

эмоциональная перегрузка (новые связи, коммуникации, комфортность, языковой барьер и пр.);

адаптация на бытовом уровне (самостоятельность в распределении бюджета, самообеспечение и самообслуживание) и т.п.

Поэтому задача врача и психолога на этом этапе заключается:

в снабжении студентов механизмом саморегуляции и помощи овладения им;

в создании комфортных условий для снятия психофизиологических трудностей (регулярное медицинское обследование, психологическая поддержка, дозирование информационного потока и т.п.).

Вышеперечисленные особенности иностранного контингента и ряд других являются источниками тех трудностей, которые иностранный студент. Особенно остро испытывает в первый год пребывания в новой стране.

Эти трудности могут быть сгруппированы следующим образом:

- адаптационные трудности на различных уровнях: языковом, понятийном, нравственно-информационном, климатическом, бытовом, коммуникативном и т.д.

- психофизиологические трудности, связанные с переустройством личности в условиях начальной адаптации и вхождением в новую макро- (этносоциальную и этнокультурную) среду и микро- (межнациональную по горизонтали и управляемую по вертикали) среду;

- учебно-познавательные трудности, связанные, в первую очередь, с языковым барьером; преодолением различий в системах образования; адаптацией к новым требованиям и системе контроля знаний; организацией учебного процесса, который должен строиться на принципах саморазвития личности, выращивания знаний, привития навыков самостоятельной работы;

- коммуникативные трудности как по вертикали, т.е. с администрацией факультета, с преподавателями и сотрудниками, так и по горизонтали, т.е. в процессе межличностного общения внутри межнациональной малой учебной группы, учебного потока, в общежитии, на улице, в магазинах и т.д.;

- бытовые трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельности, принятия решений и разрешения проблем.

Все эти группы проблем взаимообусловлены и представляют собой психологический барьер, преодоление которого сопряжено с психическими (душевными), личностными, эмоциональными, интеллектуальными, физическими перегрузками, что подтверждается многими психологами.

В настоящее время практика работы факультетов предвузовской подготовки иностранных студентов недостаточно сориентирована на преодоление этих трудностей, не выработан механизм регуляции разрешения возникающих проблем. Поэтому на данном этапе студенту-иностранцу необходима помощь специалиста.


Вы находитесь в разделе Бизнес-Инфо ресурса 21.by, здесь вы найдете актуальную и интересную информацию.
© 2004-2020 21.by