Клан Сопрано: психотерапия антигероя.

Итальянская диаспора в Америке не менее тяжело восприняла расовые волнения и перемены, начавшиеся в шестидесятых годах прошлого века. Тони и его племянник Кристофер по-прежнему воспринимают всех чернокожих и прочих цветных и не очень иммигрантов как угрозу для себя лично. Сопрано открыто, не скрывая своих расистских убеждений, конфликтует с темнокожим избранником своей дочери и очевидно наслаждается процессом, издеваясь над афроамериканским представителем дорожной полиции. Впрочем, если дело касается бизнеса или постели, Тони готов пойти на уступки самому себе и своим взглядам. Потому что деньги не пахнут, а темнокожие проститутки ничем не хуже своих белых подруг.

Тони Сопрано предстает персонажем одновременно экзотическим и узнаваемым. Типичный представитель среднего класса. Если забыть про его профессиональную деятельность, он ничем не отличается от большинства из нас. Критик Карлос Кларенс отмечает: Если персонаж, неважно где, на страницах книги или на экране телевизора, появляется слишком часто, то рано или поздно он поселится в вашей голове. Формат телевизионного шоу приблизил суровые будни мафиозного босса как никогда близко к зрителю. Шесть лет зритель наблюдал за жизнью Тони Сопрано, и никакие эпические трехчасовые саги типа Крестного отца не смогут создать подобной близости. Мы знаем о Тони, его друзьях, любовницах, переживаниях, снах, мечтах и тревогах намного больше, чем о жизни семьи Корлеоне. И походы Сопрано к психоаналитику лишь усиливают эту интимную связь, а зрители, словно мухи на стенах, становятся невольными участниками приватного разговора.


К слову сказать, Тони Сопрано не первый выдуманный мафиозный персонаж, посещающий мозгоправа. До встречи Тони и доктора Мелфи терапию уже проходили порядка полдюжины не менее колоритных гангстеров. Здесь и Убийство в Гросс-Пойнте (Grosse Pointe Blank, 1997), в котором психиатр (Алан Аркин) лечит мафиозного киллера (Джон Кьюсак). В том же году на телевидении вышла лента с говорящим названием Психоаналитик дона (The Dons Analyst), в которой дона-невротика сыграл Роберт Лоджа (Лицо со шрамом), а его доктором стал Кевин Поллак. Ну и, само собой, популярнейшая комедия Анализируй это (Analyze This) с участием суперзвезд Голливуда Роберта Де Ниро и Билли Кристала, вышедшая в 1999 году одновременно с сериалом Чейза.

Все вышеперечисленные фильмы, особенно Анализируй это и Психоаналитик дона, представляют собой пародии на многоуважаемые архетипы массовой культуры итальянского мафиозного босса и еврейского психиатра. В этом отношении Клан Сопрано отошел от привычных рамок жанра, здесь докторша не только соотечественница пациента, но и сексуальная женщина. Это, конечно, не весть какое новшество, но главной заслугой сериала стало даже не это. По словам Глен Габбард, автора книги Психология Сопрано, телесериал впервые в истории телевидения и кино продемонстрировал реальную и достоверную картину сеансов психотерапии.



Габбард отметила, что многие ее коллеги проявили искренний интерес к сериалу. Или слово наваждение подходит в данном случае больше? Часть из них подписались на канал HBO только ради просмотра этого телешоу. Психоаналитикам нравилось обсуждать терапию, проводимую доктором Мелфи, и спорить обо всем, начиная от ее методов диагностирования и до выбора препаратов. Кто-то настаивал, что Тони типичный социопат и вполне излечим, другие же утверждали, что он грубый и склонный к насилию психопат, которым должны заниматься правоохранительные органы, а не врачи. Критики методик Мелфи заявляли, что она лишь делает все, чтобы Тони мог и дальше продолжать творить свои грязные дела, а не наставляет его на путь истинный. И вообще, зачем она ведет себя столь откровенно, постоянно носит короткие юбки и всячески демонстрирует свои стройные ножки?

В декабре 2001 года Американская ассоциация психоаналитиков вручила телешоу награду За художественное изображение психоанализа и психотерапии. Там же наградили и исполнительницу роли доктора Мелфи Лоррейн Бракко За создание самого доверительного и убедительного образа психоаналитика на телевидении и в кино. Сама Бракко не преминула напомнить на этом мероприятии, что, как бы там ни было, она всего лишь играет роль врача, но не является специалистом на самом деле. И поэтому не стоит слишком близко воспринимать те ее слова или поступки, которые исходят с экрана телевизора. Бракко, которой Дэвид Чейз предлагал изначально сыграть Кармелу, отказалась, ибо эта роль была уж слишком похожа на ее недавнюю Карен из картины Хорошие парни Скорсезе.



Несмотря на то что Клан Сопрано так много и интересно рассказывает зрителю о личной жизни гангстеров и их родственников, создатели сериала ни на минуту не забывают о том, что Тони и его команда это все-таки преступники, жестокие и редко испытывающие угрызения совести. Как сказал бывший агент ФБР Джозеф Доминик Пистоне (автор книги, по которой был поставлен фильм Донни Браско), работавший под прикрытием: Гангстеры вовсе не такие уж и милые парни. Они даже близко не подходят под это определение. Это жестокие и зачастую примитивные люди. Тони Сопрано может сколько угодно быть забавным, очаровательным и даже полным сочувствия. В то же время он убивает людей. Иногда собственными руками. Он зарабатывает этим на жизнь.

Наверное, самым показательным в этом плане можно считать пятый эпизод первого сезона под названием Колледж. Помните, Тони отправляется вместе с дочерью в путешествие по различным учебным заведениям в штат Мэн. Там на заправке он случайно замечает некоего Фабиана Петрулио, бывшего мафиози и предателя, укрываемого здесь по программе защиты свидетелей. Тони отвозит дочь на интервью, затем возвращается, выслеживает стукача и хладнокровно душит при помощи проволоки. Исполнив акт мести, Тони снова возвращается к своему статусу послушного папы, забирая Мэдоу и расспрашивая о том, как у нее прошло собеседование. Между прочим, Тони Сирико согласился сыграть роль Поли Гуатьери только на том условии, что его персонаж не станет по сюжету крысой, осведомителем.



Дэвид Чейз отметил, что столь наглое отношение к главному герою, которого зрители успели за прошедшие эпизоды полюбить, не вызвало воодушевления у руководства канала НВО. Разве антигерой, который внешне похож на нас, но при этом творит кошмарные вещи, может стать звездой прайм-тайма? Тем не менее сам создатель сериала прекрасно понимал, что зритель будет склонен воспринимать персонажа Джеймса Гандольфини излишне сентиментально, поэтому настаивал на том, чтобы разъяснить аудитории, какой Тони Сопрано на самом деле:

Полагаю, важно понимать... всем нравится семья Сопрано, мы любим Тони Сопрано, он такой замечательный парень, такой забавный. Они все такие милые и забавные. Полагаю, что необходимо помнить о том, как все обстоит на самом деле. А в реальности все по-другому. Не уверен, что настоящие гангстеры совершают столько же преступлений и убийств, сколько мы видим в фильмах про них, однако они не преминут перейти черту, чтобы запугать, унизить, уничтожить человека. Так что не стоит забывать, что шутки шутками, а мафия существует, и это отнюдь не ходячий анекдот.

Зрителя трудно обвинить в желании наблюдать за плохими поступками Тони. Особенно если это насилие оправдано сюжетно и морально. И дело не только в том, что в телесериале подобные моменты искусственно подчеркиваются и нагнетаются интригой сценария. Просто именно этого аудитория и ждет от криминального сериала. Тони Сопрано и его люди воплощают на экране те черты и характеристики, которые тщательно подавляются в реальности, но так привлекательно смотрятся на большом экране в виде развлекательного зрелища.



Сам Сопрано своему поведению находит безусловное оправдание, ведь он поступает согласно кодексу омерты. Эти традиции и ценности перешли к нему по наследству от отца. И, конечно же, не обошлось без Крестного отца. Подражая Майклу Корлеоне, Тони чтит неписаные правила, хотя с годами они все больше утрачивают свое привычное значение. Любому члену семьи Корлеоне в худшем случае грозило максимум до пяти лет лишения свободы, ибо, кроме азартных игр, уклонения от налогов и трудно доказуемого рэкета, им предъявить было нечего. В подобных условиях хранить молчание в рамках омерты было относительно просто. Теперь же с появлением в 1970 году федерального закона РИКО (RICO The Racketeer Influenced and Corrupt Organization Act) федеральным агентам стало намного проще усаживать за решетку целые мафиозные семьи. И не на пару лет, а на десятилетия. Поэтому теперь парням из мафии иногда проще обменять свою причастность к кодексу молчания на значительное снижение сроков отсидки.

Главная проблема Тони состоит в том, что он, несмотря на свое желание соответствовать, вовсе не Майкл Корлеоне. Его отец Джонни не был крестным отцом. Фраза из романа Марио Пьюзо гласит: Дон Корлеоне был человеком, к которому все приходили со своими проблемами, и никто никогда не оставался разочарованным. Времена изменились. Семья Корлеоне построила могущественный семейный бизнес, империю, управляемую мудрым и расчетливым правителем. По сравнению с ними клан Сопрано это картофельная кожура. Помнится, еще Хайман Рот, ликуя, говорил: Майкл, мы теперь больше, чем U.S. Steel. Тони Сопрано и верные ему люди с трудом удерживают под контролем доверенный им бизнес. У Вито и Майкла Корлеоне рядом был вдумчивый советчик, консильери Том Хаген; правой рукой Сопрано является несерьезный Сильвио Данте, управляющий стрип-клубом Бада Бинг и известный своими дурацкими подражаниями Аль Пачино.



Корлеоне это аристократы преступного мира, Сопрано зрители с последних рядов, gavones так италоамериканцы характеризуют людей невоспитанных и вульгарных.

Трагедия об идеалистически настроенном юноше, ставшем впоследствии жестоким боссом и убийцей, постепенно превратилась в комедию о том, как упитанный и развратный житель пригорода пытается изо всех сил сохранить мир в семье и на работе. Его мама это не мама Корлеоне, любящая, неразговорчивая кормилица. Это желчная, грубая и сварливая женщина, которая присылает к своему родному сыну наемных убийц в отместку за то, что тот упек ее в дом престарелых. Кармела вовсе не Кей Адамс Корлеоне, которая имела лишь расплывчатые знания о бизнесе своего благоверного. Синьора Сопрано выросла в тех же местах, что и ее Тони, поэтому прекрасно знала, за кого выходит замуж. При случае она сама не прочь продемонстрировать свое непосредственное отношение к мафии. Плохо воспитанные отпрыски Сопрано хоть и любят своего отца, но редко выказывают ему должное уважение. Скорее они противостоят ему, ругаются за семейным столом и порой могут в лицо назвать мистером Большим Боссом Мафии.

Но, несмотря на всю свою ностальгию по прежним временам и мафиозным традициям, Тони Сопрано сам живет лишь сегодняшним днем, мало заботясь о дне завтрашнем. Тони много говорит о будущем своей семьи, о своем месте в истории, но на поверку оказывается, что мечтает он о всякой ерунде, говорит Дэвид Чейз. Он хочет быть успешным, оставаться на плаву и выжать из своей семьи по максимуму. Сомневаюсь, что он всерьез задумывался о том, к чему это в итоге может привести. Он об этом не говорит и никогда в этом открыто не признается. Он живет по принципу После нас хоть потоп.


Вы находитесь в разделе Бизнес-Инфо ресурса 21.by, здесь вы найдете актуальную и интересную информацию.
© 2004-2020 21.by