Киев и Минск подписали договор о транспортировке нефти по украинской территории. Однако, какой именно нефти, на какой срок, каким способом, и дальше не известно. В компании «Укртранснафта» отметили, что эти детали должны быть прописаны в контрактах, которых пока еще нет. Так же нет соответствующих контрактов и с российской стороной.
Договор между Киевом и Минском о транспортировке нефти в Беларусь подписан. Однако, ответ на вопрос, в каком режиме будет работать нефтепровод «Одесса - Броды», эти договоренности не дают. Начальник управления внешнеэкономической деятельности «Укртранснефти» сообщил, что никакой конкретики пока нет, все детали должны быть прописаны в контрактах.
Беларусь и Венесуэла подписали контракты на поставки в Беларусь в течение 2011-2013 годов ежегодно по 10 миллионов тонн венесуэльской нефти. А во время визита президента Уго Чавеса в Киев стороны договорились о транспортировке венесуэльской нефти. Однако, как отмечал украинский вице-премьер Андрей Клюев, сейчас Украина изучает целесообразность использования нефтепровода «Одесса - Броды" для транспортировки этой нефти и перевода нефтепровода в аверсный режим.
Украина ищет гарантий. Другой вариант, о котором говорят украинские чиновники - это транспортировка нефти по железной дороге. Впрочем, по словам белорусского эксперта по энергетическим вопросам, такой вариант не выгоден Минску, ведь это на 30 долларов за тонну дороже, чем по трубопроводу. Именно поэтому белорусская сторона пытается договориться о транспортировке нефти через трубопровод «Одесса - Броды».
Белорусская сторона ожидает завершения создания единого экономического пространства в рамках Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном, ведь от этого будет зависеть стоимость российской нефти для Беларуси. Ну, а Киев ожидает гарантий со стороны Минска. Точно не известны правила поставки российской нефти в Беларусь в следующем году и далее. Наверное, и украинская сторона ожидает, чем это закончится. Будут ли какие-то гарантии поставок венесуэльской или, возможно, уже замененной через своповые (заменяемые) операции нефти.
Нефтепровод работает в реверсном режиме, транспортируя российскую нефть к терминалам украинского порта «Южный». Впрочем, до сих пор нет и контракта на транспортировку российской нефти по украинской территории. Накануне последнего визита в Киев российского премьера Владимира Путина, украинские чиновники выражали уверенность, что эти контракты будут подписаны. Однако, похоже, что российская сторона отказалась давать гарантии по загрузке нефтепровода.
Разрешение на аверс «Одесса - Броды» должна дать Россия? Сейчас проблема заключается в позиции России. Российская сторона не имеет возможности прокачивать через Украину достаточные объемы нефти. К тому же, Россия завершает строительство Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2), а это еще уменьшит объемы нефти, которые российская сторона сейчас прокачивает через Украину. Однако Москва не хочет терять контроль над этим рынком. К тому же, для перевода «Одесса - Броды» в аверсный режим, Украине требуется согласие российской «Транснефти». Пока же, по оценкам специалистов, украинская сеть «Укртранснафты» загружена примерно на 20% от входной мощности. Об этом сообщило Радио Свобода.