Живопись за двести лет

За последние двести лет живопись изменилась, и изменилась до неузнаваемости. Если Уильяма Тернера кое-кто из современников считал человеком «не от мира сего», а попросту – безумцем за его стиль живописи, то что говорить о сегодняшних Джакометти и Ньивенхейсе, которые, к тому же, уже и не так современны? Впрочем, что до Джакометти, то он был скульптором, но это не отменяет живопись человеческого тела, которое он так оригинально изображал, или представлял. А Констант Ньивенхейс был близок ситуационистам, и его «Новый Вавилон» – разве это не безумие по отношению к реальности? Впрочем, иногда утверждают, что его проект перспективен.

Меняются времена, и меняются нравы. Да, двести лет назад сумасшедшими называли тех, кого сегодня мы видим как верх заурядности и консерватизма. Может быть, это слишком резко, но разве Уильям Тернер не консерватор, не ретроград для нас? Его картины абсолютно привычны и в понимании искусства не относятся к специфическим и модным жанрам. Если их сравнить с картинами Винсента Кастильи, разве они встанут на одну ступень? Нет, это старый мир, который был совершенно другим, и его законы были, не в пример нынешним, более строгими и пуританскими. Писать картины собственной кровью, конечно, могли и в то время, но, очевидно, что такого художника постигла бы печальная участь прозябания в доме умалишенных, и это в лучшем случае.

А современный художник пишет такие картины, и его ценят, и, конечно, раздаются голоса, что эти картины безнравственны и плохи, но все-таки искусство написания картин собственной кровью уже не считается абсолютно неприемлемым, за это не сажают в сумасшедший дом и не наказывают. Напротив, это практически гарантирует славу и почитание. Времена изменились, и отношение к искусству тоже…

Мы сказали о том, каковы были взгляды на искусство двести лет назад, но и сто лет назад они были не такими передовыми, как сегодня. Мы можем сказать об этом на примере живописи Валентина Серова, высококлассного русского художника, писавшего очень своеобразно и интересно. Частично его живопись относится к реализму, но только частично. В основе своей это все же импрессионизм, но очень мягкий, не сезанновский. Импрессионизм Серова – это блестящие картины, как «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон с собакой». И мы не можем признать их устаревшими. Они и сегодня интересны. Но живопись сегодня ушла в другие направления и жанры.

Сергей Никифоров

13.02.2013


Вы находитесь в разделе Бизнес-Инфо ресурса 21.by, здесь вы найдете актуальную и интересную информацию.
© 2004-2020 21.by