Русский народ, занимаясь сельским хозяйством, издавна доверял погодным приметам. По ним сеяли, сажали, пахали… Что подскажут нам эти приметы в мае?

Хоть климат на Земле постепенно меняется, а последние годы природные катаклизмы то и дело испытывают человечество, тем не менее очень многие погодные приметы, накопленные нашими наблюдательными предками, успешно используются и сегодня в народном календаре. В первую очередь – земледельцами и дачниками, у которых каждый погожий день на особом счету. А весенний день, как известно, год кормит, а то и больше. Так чем же приметны майские дни?

Как считалось встарь, в целом этому месяцу предпочтительнее быть прохладным. Тогда и земля будет плодороднее, и урожай щедрее. Не даром примета гласит: «Май холодный – год хлебородный». А если начало мая выдалось теплое, со временем все равно похолодает, потому что майское солнце ненадежное, оно может так все перевернуть, что придется «в рубахах пахать, а в шубах сеять».
На отдельные майские дни были свои дополнительные приметы. Скажем, легкий морозец 6 мая сулил завидный урожай проса и овса. Надежды на щедрый урожай вселяла и теплая погода вечером на Якова – 13 мая. На Епифана же, 25 мая, определяли, какое будет лето в целом: если рассвет ярко-красный – не миновать знойного и засушливого лета.
26 мая тоже брали на заметку: хорошая погода в этот день обещала уборочную страду без дождей. Этот день назывался также Лукерьей Комарщицей. По наблюдениям, появление комаров 26 мая говорило о том, что ночи станут теплее. На Сидора Огуречника, 27 мая, встречали стрижей – если они прилетали, и утро стояло теплое и солнечное, можно было смело сеять огурцы. Урожай предстоит богатый.
28 мая величали днем Пахома Бокогрея – его значение в плане перспективных прогнозов было определяющим: «На Пахома тепло – все лето теплое».
Поскольку урожай в решающей степени зависит от атмосферных осадков, с дождями, особенно майскими, люди в старину связывали очень много своих наблюдений. Общее положение: дожди в эту пору никогда не бывают лишними. По приметам требовалось хотя бы три «добрых» дождя – продолжительных, проливных, напоивших почву на хорошую глубину. Тогда и урожая хватит не на один год.
День 8 мая, именуемый Марком Ключником, в поверьях остался как самый благодатный для осадков: считалось, что Марк – хозяин ключей от всех дождей, и люди молили его послать на землю хороший, обильный дождь. А вот дождь на Еремея Запрягальника (14 мая) связывали каким-то непостижимым для нас сегодня образом с суровой зимой впоследствии (любопытства ради стоит проверить эту примету). Дождь 22 мая, в день св.Николая, был особенно любим: «Дождь на Николая – жди хорошего урожая». В целом о лете, будет оно засушливым или дождливым, судили по Мокею Мокрому (24 мая): если в этот день идет дождь, то и все лето будет таким.
Ветреную погоду наши предки тоже считали полезной для урожая (и не только для урожая). Они верили, скажем, что теплый ветер способен также исцелить от многих болезней. Стоит только 11 мая в полдень поймать его в ладанку и задобрить особыми приговорами. Теплого ветра и ясных звезд ждали и 13 мая, особенно в Подмосковье: жители здесь свято верили, что то и другое предвещает летом теплую, незасушливую погоду с обильными грозами, а значит и богатые урожаи. А ветер 18 мая считался особо подходящим для сжигания остатков сухой прошлогодней травы. С некоторой долей страха ожидали холодного ветра 27 мая, на Сидора: такой ветер сулил такое же холодное лето.

Но какими бы ни были приметы – радостными или грустными, что бы они ни сулили – богатые урожаи или более чем скромные дары природы, наши предки все-таки полагались больше на себя и свой труд.


Вы находитесь в разделе Бизнес-Инфо ресурса 21.by, здесь вы найдете актуальную и интересную информацию.
© 2004-2020 21.by