Игры с максимальной свободой действий, где можно творить всё, что вздумается, и игровым контентом, созданием которого занимаются сами игроки, называются словом «песочница». И такие онлайн-игры появились уже в конце 1990-х годов. Первые попытки были сделаны в рпг жанре, ну а несколько позже появились и онлайн стратегии с полной свободой действия.
Так, первой на поприще многопользовательских проектов стала легендарная Ultima Online, где игрок получал возможность погрузиться в альтернативный виртуальный мир с максимально возможным уровнем свободы.
Геймплей тогда был хардкорным. Своего героя игрок могу развивать в любом направлении, так как не существовало системы фиксированных классов и ролей. Мир был полностью открытым – можно было пойти куда угодно. Также и нападать можно было на любого другого игрока в любом месте игровой локации. После гибели персонаж терял все вещи и возрождался лишь с имеющимися навыками. Однако благодаря невероятной свободе действий, в игре было действительно весело: можно было заманить мощного босса в портал, ведущий в город, где он бы начал устраивать массовое побоище или заманить неопытного игрока в рабство, поймав его в какой-нибудь укромной локации, из которой он бы сам выбраться не мог. И чтобы отработать свою свободу, новичок должен был некоторое время исполнять приказы хозяина. Ultima Online ещё жива по сей день, однако в ходе развития этого проекта именно максимальная свобода действий стала уменьшаться, растеряв к сегодняшнему дню некоторые свои безумные возможности.
Космическая многопользовательская песочница EVE Online вышла в 2003 и сразу стала отличаться довольно высокими порогом вхождения, ведь для новичка проект выглядит невероятно сложным. Здесь присутствуют не совсем привычные правила сражений, довольно головоломная система оснащения кораблей и также нестандартная прокачка. Любое умение пилота требует определённого промежутка времени для изучения, поэтому вы всегда будете слабее игроков, которые начали играть, к примеру, год назад.
Однако, несмотря на свою первоначальную сложность, EVE дружелюбно относится к тем, кто сможет разобраться в её механике. В игре можно каждый человек с любым количеством времен способен найти себе занятие по душе. Можно отправиться сражаться вместе со своим кланом с многочисленными группами противников, проводя в игре весь день и большую часть ночи. Или стать охотником-одиночкой, странствующим по опасным участкам галактики в поисках ценной добычи. Или стать добытчиком ресурсов, торговцем, исследователем и т.д.
Не так давно ряды клиентских mmorpg игр пополнила ArcheAge. И ныне она представляет одну из самых успешных «песочниц» из всех существующих. Создатели тщательно подошли к реализации «свободы» в этой игре. С одной стороны, здесь имеются все традиционные компоненты онлайн-игр – квестовые линейки, рейды в подземелья, могущественные боссы, две противостоящие друг другу фракции. Однако лишь в ArcheAge эти компоненты не являются ограниченными – всегда имеется возможность ограбить и убить союзника. Тем не менее, если вы начнёте этим слишком увлекаться, вас ждёт тюрьма, а затем и автоматический переход в пиратскую фракцию. Кроме того, можно основать и свою фракцию!